Условия реализации программы дисциплины. Программа учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины

«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

для специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

Базовая подготовка

Заочная форма обучения

Челябинск, 2016

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» и примерной программой дисциплины «Электротехники» ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией протокол № ______ от «__»____________20___ г. Председатель ПЦК ________________________ УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМР ___________Т. Ю. Каршакова «___»__________20___ г.

Составитель: Василенко И.Н. преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа.

Согласовано: Абелев А.З. – технический директор ОАО «Южуралэлектромонтаж"

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
5. Контрольные работы, методические указания по их выполнению
5.1 КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий(базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять расчеты электрических цепей;

- выбирать электротехнические материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

- пользоваться приборами и снимать их показания;

- выполнять поверки амперметров, вольтметров и однофазных счётчиков;

- выполнять измерения параметров цепей постоянного и переменного токов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы теории электрических и магнитных полей;

- методы расчета цепей постоянного, переменного однофазного и трехфазного токов;

- методы измерения электрических, неэлектрических и магнитных величин;

- схемы включения приборов для измерения тока, напряжения, энергии, частоты, сопротивления изоляции, мощности;

- правила поверки приборов: амперметра, вольтметра, индукционного счётчика;

- классификацию электротехнических материалов, их свойства, область применения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 519часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56часов;

самостоятельной работы обучающегося 463часа.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 519
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе:
лабораторные занятия 26
практические занятия -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 463
в том числе:
работа с различными источниками информации, самостоятельное изучение тем 339
подготовка к защите отчетов по лабораторным работам 84
выполнение расчетных заданий 40
Итоговая аттестация в форме:экзамен




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока
Тема 1.1. Основные сведения об электрическом токе Содержание учебного материала
Введение Электрическая энергия, её свойства и область применения. Характеристика дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами, цели и задачи.
Электрический ток Электропроводность. Понятие о проводниках, диэлектриках, полупроводниках.
Электрическое сопротивление и проводимость.Удельное сопротивление и проводимость проводниковых материалов. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Резисторы, их разновидности. Реостаты, потенциометры, резисторы.
Электрическая цепь.Понятие об электрической цепи. Классификация, элементы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи и для замкнутой цепи.Bp
Источники электрической энергии.Электродвижущая сила источника, напряжение потребителя. Режимы работы источника энергии: холостой ход, короткое замыкание, рабочий, номинальный, согласования.
Получение электрической энергии из других видов энергии. Источники электрической энергии. Единицы измерения электрической работы и мощности. Коэффициент полезного действия источника и приёмника электрической энергии (К.П.Д.).Баланс мощностей.
Закон Джоуля-Ленца. Тепловое действие электрического тока, процесс нагревания проводов электрическим током.
Лабораторные работы
Знакомство с лабораторной установкой
Измерение тока, напряжения и сопротивления при помощи мультиметра. Экспериментальная проверка закона Ома
Исследование условий работы электрической цепи
Исследование режимов работы эквивалентного источника ЭДС
Самостоятельная работа обучающихся по теме 1.1.
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы и лабораторных работ по темам: а) Электрификация, электротехника, краткий исторический обзор их развития, современное состояние и перспективы. б) Разновидности электрического тока: электронная теория строения, электрический ток в проводнике, ток проводимости, плотность тока, электрическое напряжение, величина, единицы измерения. в) Сверхпроводимость. г) Источники, приёмники электрической энергии; измерительные приборы, аппараты управления, защиты, контроля и регулирования, коммутационные устройства. д) Электрическая работа и мощность источника и потребителя электрической энергии. е) Установившийся, допустимый ток. ж) Расчет и выбор проводов по допустимому нагреву. з) Защита электрических цепей от перегрузок и короткого замыкания.2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. 2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. 3. Выполнение домашней контрольной работы №1.
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока Содержание учебного материала
Законы Кирхгофа. Построение электрической цепи: ветвь, узел, контура пассивные, активные Законы Кирхгофа, узловые и контурные уравнения.
Способы соединения приёмников. Последовательное соединение приёмников электрической энергии, распределение токов, напряжений на участках, эквивалентное сопротивление, мощности цепи. Баланс мощностей. Условия применения последовательного соединения. Параллельное соединение приёмников электрической энергии, распределение токов и напряжений на участках, эквивалентные сопротивления и проводимости, мощность. Баланс мощностей. Условия применения параллельного соединения.
Смешанное соединение приёмников электрической энергии. Расчёт электрических цепей методом эквивалентного сопротивления
Способы соединения источников ЭДС. Последовательное, параллельное и групповое соединение источниковЭДС.
Метод узловых и контурных уравнений. Расчёт сложных цепей электрического тока с применением законов Кирхгофа, узловых и контурных уравнений. Определение числа уравнений, порядок составления узловых и контурных независимых уравнений.
Метод контурных токов. Расчёт сложных цепей электрического тока с применением второго закона Кирхгофа
Метод узлового напряжения.Расчёт электрических цепей с двумя узлами
Метод наложения токов. Расчёт электрических цепей с несколькими источникамиЭДС принципом наложения (суперпозиции).
Лабораторные работы
Исследование электрической цепи с последовательным соединением приёмников электрической энергии
Исследование электрической цепи с параллельным соединением приёмников электрической энергии
Исследование электрической цепи со смешанным соединением приёмников электрической энергии
Исследование электрической цепи с последовательным соединением источников электрической энергии
Исследование электрической цепи с параллельным соединением источников электрической энергии
Самостоятельная работа обучающихся по теме 1.2.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы и лабораторных работ по темам: а) Условные обозначения элементов. б) Электрическая схема. в) Условия применения последовательного и параллельного соединения источников ЭДС. г) Расчёт потенциалов точек электрической цепи. Построение потенциальной диаграммы неразветвленной электрической цепи. д) Метод эквивалентного преобразования «треугольника» и «звезды» сопротивлений. 2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. 3. Выполнение домашней контрольной работы №1.
Тема 1.3. Нелинейные электрические цепи постоянного тока Содержание учебного материала
Нелинейные электрические цепи. Нелинейные элементы цепей постоянного тока. Эквивалентные схемы нелинейных цепей.
Графический метод расчёта нелинейных электрических цепей. Последовательное, параллельное, смешанное соединение нелинейных элементов.
Лабораторные работы
Снятие статических характеристик термистора с ОТК
Снятие статических характеристик терморезистора с ПТК
Снятие статических характеристик варистора
Измерение сопротивления фоторезистора
Самостоятельная работа обучающихся по теме 1.3.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы и лабораторных работ по темам: а) Нелинейные элементы цепей постоянного тока. б) Эквивалентные схемы нелинейных цепей. в) Графический метод расчёта нелинейных электрических цепей. г) Последовательное, параллельное, смешанное соединение нелинейных элементов. 2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. 3. Выполнение домашней контрольной работы №1.
Тема 1.4. Электрические измерения Содержание учебного материала
Средства и методы измерений.Определения, классификация и назначение методов и средств измерений. Средства поверки и калибровки Классификация средств измерений по техническому устройству, их краткая характеристика. Методы измерений: классификация по видам измерений, характеристики, достоинства и недостатки различных методов, выбор метода измерения.
Основы теории измерений.Шкалы измерений. Факторы, влияющие на результаты измерений. Погрешности. Классификация погрешностей; причины их возникновения, способы обнаружения и пути устранения.
Аналоговые электромеханические приборы.Технические требования, классификация. Устройство, типовые детали и узлы показывающих электроизмерительных приборов. Успокоители, температурные компенсаторы, пружины, отсчётные устройства. Цены деления отсчётных устройств. Принципы действия, устройство, схемы включения и область применения измерительных механизмов и приборов магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, ферродинамической и индукционной систем. Магнитоэлектрические измерительные механизмы с преобразователями: термоэлектрические приборы, выпрямительные приборы, вибрационные и логометрические.
Преобразователи токов и напряжений.Общие сведения о преобразователях токов и напряжений. Назначение схемы включения добавочных резисторов.
Электрические измерительные цепи.Общие сведения. Мостовые цепи: одинарные мосты постоянного тока. Двойные мосты постоянного тока, мосты переменного тока. Компенсационные цепи
Цифровые измерительные приборы.Основные определения. Цифровые вольтметры постоянного тока. Комбинированные цифровые приборы. Измерители частоты и интервалов времени. Современные счётчики с электронным съёмом информации. Правила техники безопасности при работе с приборами.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 1.4.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы по темам: а) Средства и методы измерений. Определения, классификация и назначение методов и средств измерений. б) Средства поверки и калибровки в) Классификация средств измерений по техническому устройству, их краткая характеристика. г) Методы измерений: классификация по видам измерений, характеристики, достоинства и недостатки различных методов, выбор метода измерения д) Основы теории измерений. е) Погрешности. Классификация погрешностей; причины их возникновения, способы обнаружения и пути устранения. ж) Аналоговые электромеханические приборы.Технические требования, классификация. з) Устройство, типовые детали и узлы показывающих электроизмерительных приборов. и) Принципы действия, устройство, схемы включения и область применения измерительных механизмов и приборов магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, ферродинамической и индукционной систем. к) Магнитоэлектрические измерительные механизмы с преобразователями: термоэлектрические приборы, выпрямительные приборы, вибрационные и логометрические. л) Преобразователи токов и напряжений.Назначение и схемы включения добавочных резисторов. м) Мостовые цепи: одинарные мосты постоянного тока. н) Двойные мосты постоянного тока, о) Мосты переменного тока. п) Компенсационные цепи р) Цифровые измерительные приборы. с) Измерители частоты и интервалов времени. т) Современные счётчики с электронным съёмом информации. у) Правила техники безопасности при работе с приборами. 2. Выполнение домашней контрольной работы №1.
Раздел 2. Электрическое и магнитное поле
Тема 2.1. Электрическое поле Содержание учебного материала
Электрическое поле. Понятие материи, заряда. Электронная теория строения веществ. Электромагнитное (электрическое и магнитное) и электростатическое поле. Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость, электрическая постоянная. Характеристики электрического поля: напряжённость электрического поля, электрический потенциал, электрическое напряжение. Графическое изображение электрических полей. Однородное и неоднородное электрические поля.
Теорема Остроградского-Гаусса. Поток вектора напряжённости. Теорема Остроградского-Гаусса. Проводники, диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Электрическое смещение. Пробой диэлектрика.
Электростатические цепи. Последовательное, параллельное, смешанное соединения конденсаторов; распределение зарядов и напряжений, определение эквивалентнойёмкости. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 2.1.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы и лабораторных работ по темам: а) Электронная теория строения веществ. б) Электромагнитное (электрическое и магнитное) и электростатическое поле. в) Характеристики электрического поля г) Проводники, диэлектрики в электрическом поле. д) Поляризация диэлектрика. е) Пробой диэлектрика. 2. Выполнение домашней контрольной работы №1.
Тема 2.2. Магнитное поле Содержание учебного материала
Магнитное поле. Основные свойства и определения, относящиеся к магнитным полям: магнитная индукция, магнитный поток, магнитная проницаемость, напряжённость магнитного поля. Закон Ампера. Единицы измерения магнитных величин. Магнитное напряжение, магнитодвижущая сила, единицы их измерения.
Закон полного тока. Расчёт магнитного поля: прямолинейного провода с током, коаксиальногокабеля,кольцевой, цилиндрической катушки с током.
Проводник с током в магнитном поле.Правило левой руки. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Взаимодействие проводников с током.
Потокосцепление, индуктивность, взаимная индуктивность. Единицы измерения. Коэффициент связи магнитных цепей. Индуктивность катушки, двухпроводной линии.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 2.2.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы по темам: а) Магнитное напряжение, магнитодвижущая сила, единицы их измерения. б) Расчёт магнитного поля: прямолинейного провода с током, коаксиальногокабеля,кольцевой, цилиндрической катушки с током. в) Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. г) Взаимодействие проводников с током. д) Потокосцепление, индуктивность, взаимная индуктивность. е) Коэффициент связи магнитных цепей. ж) Индуктивность катушки, двухпроводной линии. 2. Выполнение домашней контрольной работы №1.
Тема 2.3 Магнитные цепи Тема 2.4. Электромагнитная индукция Содержание учебного материала
Магнитные цепи. Определение, разновидности магнитных цепей. Законы Ома и Кирхгофа для расчёта магнитных цепей. Магнитное сопротивление. Неразветвлённые магнитные цепи: прямая и обратная задачи, их решение. Графическое решение.
Разветвлённые магнитные цепи и методы их расчёта. Цепи с постоянными магнитами: характеристиками и определения. Электромагниты.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 2.3.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы по темам: а) Законы Ома и Кирхгофа для расчёта магнитных цепей. б) Неразветвлённые магнитные цепи: прямая и обратная задачи, их решение. в) Разветвлённые магнитные цепи. г) Цепи с постоянными магнитами. д) Электромагниты. 2. Выполнение домашней контрольной работы №1.
Содержание учебного материала
Явление электромагнитной индукции Правило правой руки. Закон электромагнитной индукции.
ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. Принцип электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора.
Измерительные трансформаторы. Назначение и принципы действия.
Лабораторные работы
Определение коэффициента магнитной связи между катушками
Внешняя характеристика и коэффициент полезного действия (КПД) трансформатора
Самостоятельная работа обучающихся по теме 2.4.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы и лабораторных работ по темам: а) Работы М Фарадея, Д. Максвелла,Э.Х.Ленца и Б.Якоби по исследованию ЭДС электромагнитной индукции в проводнике и контуре. б) Вихревые токи, способы их уменьшения и использование. в) Магнитно-связанные цепи (катушки), согласное и встречное их включение и индуктивность. г) Схемы включения, режимы работы измерительных трансформаторов тока и напряжения. д) Техника безопасности при работе с измерительными трансформаторами. е) Измерительные клещи. 2.Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. 3. Выполнение домашней контрольной работы №1.
Раздел 3. Электрические цепи переменного тока
Тема 3.1 Основные понятия о переменном токе Содержание учебного материала
Основные понятия о переменном токе. Определение переменного тока, значения переменных величин: мгновенное, максимальное, период, частота.
Получение синусоидальных величин. Устройство простейшего генератора переменного тока. Уравнения синусоидальных величин. Фаза, начальная фаза, сдвиг фаз.
Графическое изображение синусоидальных величин. Сложение и вычитание синусоидальных величин. Действующее и среднее значения переменных тока, напряжения и ЭДС. Коэффициенты формы и амплитуды.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 3.1.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы по темам: а) Устройство простейшего генератора переменного тока. б) Уравнения синусоидальных величин. в) Сложение и вычитание синусоидальных величин. г) Коэффициенты формы и амплитуды. 2. Выполнение домашней контрольной работы №2.
Тема 3.2. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока. Содержание учебного материала
Элементы цепей переменного тока. Резистор, катушка индуктивности, конденсатор. Параметры цепей переменного тока: активное сопротивление, индуктивность, ёмкость. Цепь переменного тока с активным сопротивлением: уравнения и графики электрического тока и напряжения.
Цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением. Уравнения и графики электрического тока, ЭДС самоиндукции, напряжения. Векторная диаграмма. Индуктивная реактивная мощность и её единицы измерения.
Цепь переменного тока с ёмкостью. Уравнение и графики тока, напряжения. Векторная диаграмма. Ёмкостное сопротивление. Ёмкостная реактивная мощность, единицы её измерения.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 3.2.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы по темам: а) Цепь переменного тока с активным сопротивлением. б) Цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением. в) Индуктивная реактивная мощность и её единицы измерения. г) Поверхностный эффект. д) Цепь переменного тока с ёмкостью. е) Ёмкостная реактивная мощность, единицы её измерения. ж) Векторная диаграмма. 2. Выполнение домашней контрольной работы №2.
Тема 3.3 Неразветвлённые цепи переменного тока Содержание учебного материала
Неразветвлённые цени переменного тока Цепи переменного тока с реальной катушкой индуктивности и реальным конденсатором: векторная диаграмма тока и напряжений, треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Полное сопротивление. Понятие о полной (кажущейся) мощности. Цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и ёмкостью при различных соотношениях реактивных сопротивлений. Построение векторных диаграмм.
Резонанс напряжений. Условие возникновения, способы настройки цепи в резонанс, векторная диаграмма, величина тока, перенапряжение, мощности в цепи. Значение резонанса напряжений.
Лабораторные работы
Неразветвлённая цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и ёмкостью. Резонанс напряжений»
Самостоятельная работа обучающихся по теме 3.3.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы и лабораторной работы по темам: а) Цепи переменного тока с реальной катушкой индуктивности и реальным конденсатором б) Цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и ёмкостью при различных соотношениях реактивных сопротивлений. в) Построение векторных диаграмм. г) Условие возникновения, способы настройки цепи в резонанс. 2. Оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к её защите. 3. Выполнение домашней контрольной работы №2.
Тема 3.4 Разветвлённые цепи переменного тока Содержание учебного материала
Методы расчёта разветвлённых цепей. Методы расчёта разветвлённых цепей с активным и реактивным сопротивлениями узлами, с одним источником питания; составляющие тока, проводимостей, мощности. Векторная диаграмма. Цепи с параллельным соединением катушки индуктивности и конденсатора при различных соотношениях реактивных проводимостей.
Резонанс токов.Векторная диаграмма, резонансная частота. Особенности резонанса токов в колебательном контуре. Практическое значение режима резонанса токов.
Коэффициент мощности и его технико-экономическое значение. Повышение путём компенсации реактивной мощности с помощью конденсаторов. Активная, реактивная и полная мощности в цепях переменного тока.
Измерение угла сдвига фаз, частоты и коэффициента мощности.Нагрузочные трансформаторы и автотрансформаторы. Ламповые и дисковые фазоуказатели. Фазорегуляторы. Измерение коэффициента мощности. Назначение приборов. Принцип работы и применение. Измерение частоты вибрационными и электромагнитными частотомерами. Измерение частоты осциллографом. Меры безопасности при измерении электрических величин.
Символический метод расчёта цепей синусоидального тока с применением комплексных чисел.Изображение тока, напряжения, сопротивления, проводимости и мощности с помощью комплексных чисел. Алгебраическая, тригонометрическая и показательная формы. Законы Ома и Кирхгофа в символической форме. Расчёт цепей переменного методом эквивалентного сопротивления. Метод узлового напряжения
Лабораторные работы
Разветвлённая цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью. Резонанс токов
Самостоятельная работа обучающихся по теме 3.4.
1. Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы и лабораторной работы по темам: а) Цепи с параллельным соединением катушки индуктивности и конденсатора при различных соотношениях реактивных проводимостей. б) Практическое значение режима резонанса токов. в) Коэффициент мощности и его технико-экономическое значение. г) Нагрузочные трансформаторы и автотрансформаторы. д) Ламповые и дисковые фазоуказатели. е) Измерение коэффициента мощности. ж) Измерение частоты вибрационными и электромагнитными частотомерами. 2. Оформление лабораторной работы, отчета и подготовка к её защите. 3. Выполнение домашней контрольной работы №2.
Тема 3.5 Цепи трёхфазного тока и их расчёт Содержание учебного материала
Симметричная трёхфазная система ЭДС, токов, напряжений. Графическое изображение симметричных трёхфазных величин. Соединение обмоток трёхфазного генератора «звездой» и «треугольником». векторные диаграммы, ток в замкнутом контуре обмоток.
Соединение приёмников энергии «звездой».Фазные и линейные токи и напряжения, их соотношения. Роль нулевого провода.
Аварийные режимы работы трёхфазной цепи.Обрыв фазы при обрыве нулевого провода и при его наличии. Короткое замыкание фазы при обрыве и наличии нулевого провода. Векторные диаграммы в этих режимах работы.
Соединение приёмников энергии «треугольником». Фазные и линейные напряжения и токи при симметричном и несимметричном режимах работы. Векторная диаграмма токов и напряжений. Обрыв фазы: фазные и линейные токи и напряжения, векторная диаграмма.
Мощность трёхфазной цепи при симметричном и несимметричном режимах. Метод симметричных составляющих. Прямая, обратная и нулевая последовательности фаз. Способы определения последовательности.
Вращающееся магнитного поле трёхфазной системы. Получение и применение вращающегося магнитного поля трёхфазной системы. Принцип действия асинхронного и синхронного электродвигателей.
Измерение мощности и энергии в трёхфазной цепи.Измерение активной мощности в четырёхпроводной трёхфазной цепи. Трёхэлементный ваттметр. Измерение реактивной мощности Измерение активной энергии в трёхфазной цепи. Двухэлементные и трёхэлементные счётчики. Измерение реактивной энергии в трёхфазной цепи. Маркировка счётчиков.
Лабораторные работы
Исследование трёхфазной цепи при соединении приёмников энергии звездой
Исследование трёхфазной цепи при соединении приёмников энергии треугольником
Аварийные режимы трёхфазной цепи при соединении нагрузки в звезду
Аварийные режимы трёхфазной цепи при соединении нагрузки в треугольник
Самостоятельная работа обучающихся по теме 3.5.
Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы и лабораторных работ по темам: а) Устройство трёхфазного генератора, получение трёхфазных ЭДС. б) Основные понятия и определения; фазные и линейные напряжения и токи, их соотношения в) Смещение нейтрали. г) Роль нулевого провода. д) Аварийные режимы работы трёхфазной цепи. е) Векторная диаграмма токов и напряжений. ж) Мощность трёхфазной цепи при симметричном и несимметричном режимах. з) Метод симметричных составляющих. и) Прямая, обратная и нулевая последовательности фаз. к) Вращающееся магнитного поле трёхфазной системы. л) Принцип действия асинхронного и синхронного электродвигателей. м) Уравнение ВМП н) Измерение мощности и энергии в трёхфазной цепи. о) Двухэлементные и трёхэлементные счётчики. п) Схемы включения счётчиков в цепь трехфазного тока. р) Меры безопасности при измерении электрических величин. 2. Оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. 3. Выполнение домашней контрольной работы №2.
Раздел4. Электротехнические материалы -
Тема 4.1 Классификация и характеристики ЭТМ Содержание учебного материала
Классификация и механические характеристики.Классификация ЭТМ. Статические характеристики: пределы прочности при растяжении, сжатие и изгибе. Динамические характеристики: вибропрочность и ударная вязкость. Стандартные образцы, устройства и способы испытаний.
Электрические характеристики ЭТМ. Электропроводность, факторы, влияющие на проводимость Удельное сопротивление. Единицы измерения. Температурный коэффициент удельного сопротивления и его физический смысл. Диэлектрическая проницаемость (ε). Разновидности поляризации диэлектриков. Тангенс угла диэлектрических потерь (tg δ). Электрическая прочность диэлектриков. Способы и устройства для испытаний на электрическую прочность.
Тепловые и Физико-химические характеристики ЭТМ. Тепловые характеристики: температура плавления, вспышки и размягчение материалов, теплостойкость, морозостойкость, стойкость к термоударам, температурные коэффициенты. Физико-химические характеристики: кислотное число, вязкость, влагостойкость, химическая стойкость, тропикостойкость, радиационная стойкость материалов. Способы и устройства для испытаний.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 4.1.
Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы по темам: а) Классификация ЭТМ. б) Статические характеристики в) Динамические характеристики г) Стандартные образцы, устройства и способы испытаний. д) Электрические характеристики ЭТМ. е) Тепловые характеристики ЭТМ. ж) Физико-химические характеристики ЭТМ. 2. Выполнение домашней контрольной работы №2.
Тема 4.2 Проводниковые материалы Содержание учебного материала
Проводниковые материалы высокой проводимости. Проводниковая медь. Физические, механические и электрические свойства меди. Мягкая медь. Твёрдая медь. Применение меди. Алюминий. Мягкий алюминий, твёрдый алюминий. Физические, механические и электрические свойства алюминия. Применение алюминия. Биметаллические и сталеалюминиевые провода, их свойства и применение. Серебро. Электрические свойства серебра и его применение. Свинец – свойства и применение.
Контактные материалы, припои и флюсы. Определение контакта. Неподвижные, разрывные и скользящие контакты, их устройство. Требования, предъявляемые к контактным материалам. Припои, их назначения технические требования, предъявляемые к пайке и припоям. Классификация припоев. Условия и факторы, влияющие на выбор марки припоя. Флюсы. Назначение и требования к ним. Маркировка флюсов. Методика подбора флюса при пайке.
Проводниковые материалы с высоким удельным сопротивлением. Тугоплавкие материалы вольфрам и молибден, их свойства и применение. Сплавы высокого сопротивления: манганин, константан, нихром, фехраль. Их свойства, марки по ГОСТу и применение.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 4.2.
Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы по темам: а) Проводниковая медь. б) Алюминий. в) Биметаллические и сталеалюминиевые провода, их свойства и применение. г) Серебро. Электрические свойства серебра и его применение. д) Свинец – свойства и применение е) Неподвижные, разрывные и скользящие контакты, их устройство. ж) Требования, предъявляемые к контактным материалам. з) Припои, их назначения технические требования, предъявляемые к пайке и припоям. и) Классификация припоев. к) Условия и факторы, влияющие на выбор марки припоя. л) Флюсы. Назначение и требования к ним. м) Маркировка флюсов. н) Методика подбора флюса при пайке. о) Тугоплавкие материалы вольфрам и молибден, их свойства и применение. п) Сплавы высокого сопротивления: манганин, константан, нихром, фехраль. Их свойства, марки по ГОСТу и применение. 2. Выполнение домашней контрольной работы №2.
Тема 4.3. Электроизоляционные материалы Содержание учебного материала
Электроизоляционные материалы.Их назначение и классификация. Применение различных газообразных диэлектриков. Нефтяные электроизоляционные масла. Характеристики трансформаторного, кабельного и конденсаторного масел, их применение. Методы очистки масел от воды и их сушка. Синтетические жидкие диэлектрики. их виды, свойства и применение.
Твёрдые полимеризационные диэлектрики.Полистирол. Полиэтилен. Полиуретан. Поливинилхлорид. Поливинилхлоридный пластикат. Исходные материалы и технология получения. Электрические, механические, тепловые характеристики и применение полимеров.Нагревостойкие высокополимерные диэлектрики.Кремнийорганические, полиамидные диэлектрики. Их получение, свойства и применение. Фторопласт-4. физико-химические, тепловые и механические свойства органических диэлектриков.
Твёрдые поликонденсационные диэлектрики.Фенолформальдегидные, глифталевые, полиэтилентерефталатные, эпоксидные диэлектрики. Природные смолы, битумы, их применение. Перспективы развития и повышения качества производства синтетических диэлектриков. Электроизоляционные резины. Натуральные и синтетические каучуки. Их недостатки. Применение электроизоляционной резины.
Компаунды, лаки и эмали. Пластмассы. Понятие о лаках, требования к ним. Состав и классификация лаков, область их применения. Эмали состав, свойства, классификация, марки, применение эмалей. Компаунды: классификация, назначение, составные части, применение в электротехнике. Пластмассы: технология получения, состав и классификация. Свойства и область применения пластмасс. Слоистые пластики.
Волокнистые электроизоляционные материалы.Виды волокон, применяемые в электротехнике. Обработка, применение древесины. Электроизоляционные бумаги и картоны. Технология получения, разновидности, технологические требования, применение. Фибра, её получение и применение. Текстильные электроизоляционные материалы. Лакоткани. Лакированные трубки, ленты. Минеральные диэлектрики: асбест и асбестоцемент, их свойства и применение.
Электроизоляционная слюда и слюдяные материалы.Слюда, её разновидности, состав и области применения. Изоляционные материалы на основе слюды: миканиты, микафолий, микаленты, слюдиниты. Электрические, механические и тепловые характеристики слюдяных материалов, их применение.
Электрокерамические и силикатные материалы.Стекло: состав, способы получения, свойства. Кварц. Кварцевое стекло. Применение стекла в электротехнике. Классификация электрокерамики. Электротехнический фарфор, его компоненты, технология изготовления, основные электрические и механические характеристики фарфора. Разновидности изделий и их применение. Стеатит: состав и свойства. Конденсаторная керамика.
Самостоятельная работа обучающихся по теме 4.3.
Самостоятельно проработать материал для выполнения заданий контрольной работы по темам: а) Электроизоляционные материалы. Их назначение и классификация. б) Применение различных газообразных диэлектриков. в) Нефтяные электроизоляционные масла. г) Характеристики трансформаторного, кабельного и конденсаторного масел, их применение. д) Методы очистки масел от воды и их сушка. е) Синтетические жидкие диэлектрики. их виды, свойства и применение. ж) Твёрдые полимеризационные диэлектрики. з) Твёрдые поликонденсационные диэлектрики. и) Электроизоляционные резины. к) Компаунды, лаки и эмали. л) Пластмассы. м) Понятие о лаках, требования к ним. н) Волокнистые электроизоляционные материалы. о) Минеральные диэлектрики: асбест и асбестоцемент, их свойства и применение. п) Электроизоляционная слюда и слюдяные материалы р) Электрокерамические и силикатные материалы. с) Стекло: состав, способы получения, свойства. т) Классификация электрокерамики. у) Электротехнический фарфор, его компоненты, технология изготовления, основные электрические и механические характеристики фарфора. 2. Выполнение домашней контрольной работы №2.
Всего:

условия реализации программы дисциплины


3638858661931317.html
3638934447149815.html
    PR.RU™