Лирическая героиня Ахмадулиной

Лирическая героиня Ахмадулиной
Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Поэзия Ахмадулиной-поэзия мыслящего и познающего чувст­ва. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей прису­щими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комна­та («Ночь»), или заснеженный арбатский двор («Как никогда беспечна и добра»). Она обращена к внутреннему миру ли­рической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству-при этом поэт пропускает поток впечатлений сквозь призму своей души и прежде всего выстраивает их в свою образную систему, подчиняет законам своего собственного языка. Например, образ свечи, чисто ахмадулинским-с ее пристальным вниманием к разным сторонам одного и того же предмета («Свеча»). Поэзия отличается пристальностью и тон­костью психологического анализа, метафоричностью, переходами конкретно-чувственной образности в причудливую игру аллегорий, непосредственности признания-в изысканную стилизацию. Ли­рическую героиню характеризует сосредоточенность-иногда чрезмерная-на самовыражении и самоанализе. Уже в ранних стихах (сб «Струна») обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию. Героиня трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. Не случайно слово «дружба» обрело в ранней поэзии свой смысл. В ее мире мужчину и женщину связы­вают прежде всего «простые», дружеские чувства, возведенные в ранг самых таинственных и сильных («Мои товарищи», «Зимняя замкнутость»). Эти отношения были столь напряженны, что остальные человеческие чувства оказались в тени. В «Уроках музыки», второй книге, окончательно закрепляет за собой столь для нее важный статус товарища. В стих «По улице моей который год» грустит о друзьях, которые поки­дают ее. Пытаясь забыть­ся, героиня посещает концерты и библиотеки, но ей не дано забыть тех, кто «умерли или доселе живы»: Образ одиночества в стихотворении реализуется в ряде сложных метафор: Тема дружбы звучит и в стихотворениях Ахмадулиной, посвя­щенных выдающимся поэтам-современникам: «Памяти Бориса Пас­тернака», «Зимняя замкнутость»-Окуджаве «За что мне все это?»-Андрею Возне­сенскому, «Владимиру Высоцкому». Тема любви, только намечавшаяся в ранней поэзии, приобрета­ет в 70-е годы полнокровное звучание: Классическая женст­венность получила новую окраску в лирике Ахмадулиной. Ее стих «проносится, смеясь и лепеча», удивляя нас витиеватостью и прихотливостью словаря и синтаксиса-своего рода кружевами, оборками, воланами. Ахмадулинская версия современного женского характера противостоит порожденному новой формацией образу мужеподобной женщины, лишенной тайны и женской привлекательности: В сборнике «Тайна» контуры ахмадулинского мира резко меняются. Он поражает пустынностью ландшафта. Городской пейзаж сменяется безлюдными сельскими проселками, деревенским уеди­нением, уже не нарушаемым приездом «старого товарища», как это обычно происходило в ранних стихах. Природа в «Тайне» превра­тилась в главный оплот красоты, пленяя не только своим живым цветением, но и бессмертными строками, ею внушаемыми. Однако уже в следующем своем сборнике «Сад» вновь попад в шум­ную городскую толчею. Но совсем не такую, как прежде. Теперь пе­ред нами уже не московские переулки, которые оглашаются несущимися из школы трелями, а площади провинци­альных городков тс присущей им музыкой.

Ахмадулина-поэт гораздо более высокой личностной и стилистической чистоты, нежели большинство ее сверкающих или непрозрачных современников. Ее стихотворения отличишь от чьих бы то ни было мгновенно. Вообще ее стих размышляет, меди­тирует, отклоняется от темы; синтаксис вязкий и гипнотический-в значительной степени продукт ее подлинного голоса. Напряженным женским вниманием к деталям которое можно назвать любовью. Результат-уникальное ахмадулинское смешение частного и риторического-смешение, которое находит отклик в каждой душе.



3856174059920907.html
3856213725477275.html
    PR.RU™