Понятия управление, система, организация.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ №1-4

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТЕОРИИ И МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ" ДЛЯ МАГИСТРОВ

Лекция 1. Теоретические основы государственного управления.

Понятия управление, система, организация.

По своему содержанию управление - это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.

С категорией управления тесно связано понятие «организация». Этот термин (от древнегреч. organizo – «сообщаю стройный вид, устраиваю») многозначен, но чаще всего им обозначают коллектив людей, осуществляющих совместную деятельность для достижения общей цели, или некоторые действия, упорядочивающие, приводящие в систему объекты материального или духовного мира. В процессе и в результате этих действий складывается особый вид социальной связи между людьми – организационные общественные отношения. Применительно к социальным процессам и взаимоотношениям людей понятие организации по своему объему шире понятия управления, потому что как вид целенаправленной деятельности управление – лишь наиболее часто проявляющаяся разновидность организующих, т. е. упорядочивающих начал, наряду с такими, например, формами организующей социальной деятельности, как обучение, воспитание.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

2. Государственное управление: понятие и специфические особенности.

Государственное управление – это целенаправленное и целесообразное воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные отношения и связи. В результате воздействия должны согласовываться личные и общественные интересы, а социальная жизнь приобретать необходимую стабильность и упорядоченность.



Можно выделить специфические свойства государственного управления, отличающие его от других видов социального управления:

1. Субъектом целенаправленных, организующих и регулирую­щих воздействий выступаетгосударство (как совокупность органов пуб­личной власти всех уровней аппарата управления).

2. Государственное управление представляет собойспособ реализации государственной власти (в совокупности всех ее ветвей), которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики).

3. В центре государственно­го управления должно быть решение общих дел, а не удовлетворение отдельных частных потребностей и интересов.

4. В комплексе методов и средств государственного воздействия — не толькоправовые, политические, экономические (регулирова­ние, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но ипринуж­дение с помощью правоохранительных государственных органов.

Государственное управление охватывает две основные сферы:

1. Политическое управление - это процесс: а) целеполагания, с которого начинается всякое управляющее воздействие, выработка концепции и стратегий развития общества, политического курса и соответствующих ему основных направле­ний и программ внутренней и внешней политики, разработка и принятие законов, бюджета, перспективных планов народнохо­зяйственного развития; б) контроля за стабильностью, важнейши­ми параметрами развития общества.

Политическое управление - это деятельность ин­ститутов политической власти - Президента, парламента, Прави­тельства. Принимаемые субъектами политической власти решения (указы, законы, постанов­ления) - это общезначимые, общеобязательные, принятые в законоустановленном процессуальном порядке политические решения.

3. В узком смысле слова – административно-государственное управление - это процесс профессионального оперативного повседневного воздействия на отношения в обществе, их организации и регулирования. Субъекты административно-государственного управления в РФ: фе­деральные органы исполнительной власти - федеральные министер­ства, федеральные службы, федеральные агентства, их территори­альные управления (подразделения); полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных органах власти и в федеральных округах; министерства, де­партаменты, управления на уровне субъектов РФ; вспомогательные управленческие аппараты всех выше перечисленных субъектов политической и административной власти.




3490180235063994.html
3490224205493325.html
    PR.RU™