Диагностика личностных черт.

Методика «Личностный дифференциал» представляет собой вариант классической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда и общепризнана как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, её самосознания.

Опросник К.Леонгарда - Г.Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. В основе опросника лежит представление К.Леонгарда о структуре личности. Леонгард считал, что присущие личности черты могут быть разделены на основные, которые составляют "ядро" личности, и дополнительные. Если основные черты выражены очень ярко, они становятся акцентуациями характера. Людей, у которых есть акцентуации, Леонгард называл акцентуированными личностями. Термин "акцентуированные личности" занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Методика «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» является надёжным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определённый уровень тревожности - естественная и обязательная составляющая здоровой активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги".

Методика «Диагностика агрессии» предложена А.Бассом и А.Дарки для выявления следующих видов агрессии:

1) физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

2) вербальная агрессия - выражение негативных чувств через словесные обращения;

3) косвенная агрессия - использование окольным путём направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.);

4) негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного неприятия до активных действий против требований, правил, законов;



5) раздражение - готовность при малейшем возбуждении вспылить, проявить резкость, грубость;

6) подозрительность - склонность к недоверию и осторожному отношению к людям;

7) обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то конкретно или всем миром сразу за действительные или мнимые страдания;

8) аутоагрессия или чувство вины - действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из убеждения человека в том, что он является плохим, поступает нехорошо;

Методика «Тест Люшера» основана на представлении о том, что выбор какого-либо цвета из предложенных нередко отражает направленность испытуемого на определённую деятельность, а также настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Многофакторный опросник личности Р.Б. Кэттелла универсален, практичен, даёт многогранную информацию об индивидуальности. Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами (в отличие от динамических факторов - мотивов, потребностей, интересов, ценностей).

Стандартизированный метод исследования личности - СМИЛ предназначен для количественно-качественного определения структурных компонентов личности, таких как характерологические особенности, тип реакции на стресс, адаптивные и компенсаторные возможности, особенности поведения в межличностных отношениях, социальная направленность. СМИЛ - адаптированный вариант Миннесотского многопрофильного личностного теста ММPI, созданного в 1941-1947 американскими психологами. От других вариантов адаптации теста MMPI СМИЛ отличается интерпретацией, ориентированной на популяцию психически здоровых лиц, возможностью применения 200 дополнительных шкал и наличием двух форм - карточной и буклетной.


3486869168793646.html
3486951641642561.html
    PR.RU™