Понятие международного спора.

Напряженность в международных отношениях возникает по причинам экономического, социально-политического, географического, идеологичес-кого, военного, международно-правового и т.п. характера.

Наука международного права использует такие понятия, как «спор», «конфликт», «ситуация». Устав ООН для квалификации конфликтных отношений между государствами использует только термины «спор» и «ситуация». Причем ни категория «международный спор», ни категория «международная ситуация» Уставом ООН не определяются. В зависимости от степени возрастания напряженности в международных отношениях логично выделить следующую последовательность возникновения явлений:

Международная ситуация (от лат. Situatio – положение). Понятие «ситуация» означает сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. Международная ситуация – это такая совокупность обстоятельств государственных интересов, которая объективно создает условия для реального разногласия, противоборства между субъектами, столкновения интересов субъектов. Международная ситуация по своему характеру может быть спорной, конфликтной и даже неопределенной (например, когда противоречия имеют место, но не приводят к спору или конфликту). Главной ее чертой является то, субъекты в ней осознают, что обладают взаимно несовместимыми целями, но не предъявляют взаимных претензий.

Международный спор – более узкое понятие в сравнении с понятием «международная ситуация». Общее между ними – наличие столкновения интересов государств. Согласно доктрине международного права и практике Совета Безопасности, а также Международного Суда ООН, международный спор имеет место, когда два и более государства предъявляют взаимные претензии по поводу одного и того же предмета спора. Следовательно, появление разногласия между государствами еще не предопределяет наличия международного спора между ними. Контрагент в международном споре может либо отвергать предъявляемые претензии, либо принимать их частично.

Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора (споры по вопросу факта, споры по вопросу права); по степени опасности для международного мира (продолжение которых угрожает международному миру и безопасности, продолжение которых не сопряжено с такой угрозой); по географии распространения (локальные, региональные, глобальные); по субъектному составу (двусторонние, многосторонние); по времени существования (длительные, краткосрочные).

Исходя из целей ООН, необходима ликвидация любых международных споров и ситуаций. В этой связи, Совет Безопасности ООН на основании ст. 34 Устава уполномочен, исходя из конкретных обстоятельств спора или ситуации и с учетом характера внешней политики контрагентов, «…расследовать любой спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызывать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». В зависимости от того, как Совет Безопасности ООН определит то или иное конфликтное отношение между государствами – в качестве «спора» или «ситуации» - определяются его правовые последствия. Так, постоянный член Совета Безопасности, являющийся стороной в споре, должен воздержаться от голосования при принятии решения (п. 3, ст. 27 Устава ООН). Это положение не применяется к ситуациям. Совет Безопасности ООН может рекомендовать сторонам условия разрешения спора, но не ситуации (ст. 37 и 38 Устава ООН). Однако, рекомендация им процедур и методов урегулирования распространяется и на споры, и на ситуации (п. 1 ст. 36 Устава ООН). Передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, но не ситуации. П. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН содержит перечень критериев, определяющих споры, подпадающие под его юрисдикцию, а именно: споры относительно толкования международного договора, любого вопроса международного права, наличия факта, представляющего собой нарушение международного обязательства, если он будет в последствии установлен, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.



3. Международный конфликт (от лат. Conflictus – столкновение).

Основной чертой конфликта является взаимодействие между сторонами, а односторонние действия, как известно, не всегда порождают противоборство. Международный конфликт – это противоборство субъектов международного права с противоречивыми политико-правовыми интересами. Главным отличием международного конфликта от международного спора является то, что конфликт представляет собой чередование взаимных реакций, направленных на утверждение интересов каждой стороны и ограничение интересов противника, тогда как спор – это лишь отношение в форме разногласия между субъектами международного права с противоречивыми политико-правовыми интересами.



4. Международный вооруженный конфликт – наиболее тяжелая форма международного конфликта с точки зрения последствий. Впервые понятие «международный вооруженный конфликт» стало использоваться Женевскими конвенциями 1949 года, однако в них не содержится определения этого термина. Исходя из практики применения Женевских конвенций под международным вооруженным конфликтом следует понимать любое применение вооруженной силы одним государством против другого.

9.3. Мирные средства урегулирования международных споров.

Механизм реализации принципа мирного урегулирования международных споров существует в виде системы международно-правовых средств. К таким средствам ст. 33 Устава ООН относит переговоры, обследование (следственные комиссии), посредничество, примирение (согласительные комиссии), арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года принцип мирного разрешения споров обязывает государства стремиться «к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, арбитража, обращения к региональным органам и соглашениям или иными средствами по своему выбору». Мирные средства могут использоваться государствами не только для разрешения споров, но и для решения вопросов иного характера – международного нормотворчества, правоприменительной деятельности, обеспечения реализации норм международного права.

Современные средства мирного урегулирования международных споров можно классифицировать следующим образом:

1. Переговоры:

- двусторонние;

-многосторонние (международные конференции);

- с участием третьей стороны («добрые услуги»; посредничество);

- с использованием консультативных органов (международные согласительные или следственные комиссии)

2. Международный арбитраж.

3. Судебное разбирательство.

4. Разрешение споров международными органами и организациями.

Данная классификация не определяет приоритетность выбора того или иного средства, так как не имеет особого значения, при помощи какого мирного средства заинтересованные государства решат спор.

Переговоры (negotiations)(двусторонние, многосторонние или с участием третьей стороны) представляют собой наиболее доступное, необходимое, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее основную роль среди других мирных средств. Проведение переговоров является первой стадией урегулирования спора. В процессе переговоров заинтересованные стороны самостоятельно или с помощью избираемых посредников анализируют спорную, конфликтную ситуацию, оценивают позиции и действия каждой их них, рассматривают варианты решений, находят компромисс. Значение переговоров подчеркивается п. 1 ст. 33 Устава ООН, где они поставлены на первое место среди прочего арсенала предлагаемых мирных средств урегулирования международных споров. Действительно, без непосредственных переговоров нельзя создать следственную или согласительную комиссию или решить вопрос о передаче дела в третейский или Международный суд.

Международные переговоры – это процесс принятия совместного решения по спорному вопросу двумя или более государствами. Выделяются следующие стадии проведения переговоров:

1. Подготовительная, предполагающая проведение заинтересованными сторонами работ организационного и содержательного характера (достижение соглашения о необходимости переговоров, определение времени и места проведения переговоров, разработка повестки встречи, тактики и стратегии переговоров, разработка предложений и их аргументации, подготовка необходимой документации). Данной стадией закладывается фундамент разрешения спора, конфликта.

2. Непосредственная, предполагающая контакт, диалог участников спора, конфликта. Эта стадия – самая трудная для участвующих сторон, так как именно от эффективности ее проведения зависит, придут ли стороны к какому-либо компромиссу или к обострению отношений.

Переговоры могут вестись не только устно, но и посредством переписки, в форме обмена нотами, посланиями и т.д. Переговоры могут проводиться главами государств, главами правительств и уполномоченными представителями сторон.

Если в урегулировании международного спора заинтересован ряд государств, то такой спор часто рассматривается на международной конференции с участием всех заинтересованных стран.

По достигнутым договоренностям в результате переговоров, как правило, заключается договор, форма которого (устная или письменная) избирается самими участниками.

Разновидностью переговоров являются консультации – переговоры заинтересованных сторон, заранее обусловленные на случай возникновения между ними разногласий или необходимости выработки согласованной позиции по вопросам международного характера. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии. Консультации могут проводиться и путем переписки, и даже по телефону. Особенность консультаций состоит в их троякой функции: превентивной, которая предполагает их использование для профилактики и предотвращения возможных споров, конфликтов; регулирующей, в качестве самостоятельного средства разрешения уже возникшего спора, конфликта; ориентирующей, в качестве средства достижения спорящими сторонами соглашения о применении иного средства урегулирования.

«Добрые услуги» (bons offices)- это вспомогательное средство мирного разрешения международных споров, представляющее собой действия не участвующей в споре стороны (государств, международных органов или организаций, частных лиц), направленные на установление контактов между спорящими сторонами. «Добрые услуги» могут оказываться как по просьбе одной или всех спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны, когда отсутствуют прямые дипломатические контакты между государствами-участниками спора, когда из-за неприязненных отношений и иных причин затрудняются непосредственные переговоры и по другим причинам. Таким образом, оказание добрых услуг не является обязанностью третьей стороны, за исключением случаев, когда использование «добрых услуг» оговорено в международном договоре, участницей которого является эта третья сторона. Заключая такой международный договор, государства заранее выражают свое согласие на оказание «добрых услуг» этой третьей стороной в случае возникновения между ними спора или конфликта.

Сторона, согласившаяся или предложившая оказывать добрые услуги, не должна участвовать в непосредственных переговорах (если об этом не попросят сами спорящие стороны) или оказывать влияние на ход переговоров между спорящими сторонами, так как ее цель – лишь добиться установления между участниками спора прямого контакта. И если эта цель достигнута, можно говорить об успешном применении института «добрых услуг». «Добрые услуги» не должны рассматриваться как вмешательство в дела спорящих сторон. Практический результат «добрых услуг» зависит от ряда условий: от степени близости третьей стороны к спорящим сторонам, ее политического и нравственного авторитета, географического положения.

Нередко «добрые услуги» перерастают в посредничество.

Посредничество (mediation)(медиация) представляет собой процесс активного и непосредственного ведения переговоров не состоящей в споре стороной (государствами, международными органами или организациями, частными лицами) со спорящими сторонами с целью поиска компромиссных путей мирного урегулирования спора. Медиация может осуществляться по просьбе спорящих сторон или по собственной инициативе, но при наличии формального согласия спорящих сторон, причем предложение посредничества не должно рассматриваться как вмешательство в дела спорящих сторон. Право и обязанность предложения посредничества принадлежит нейтральным государствам (ст. III, VI Гаагской конвенции 1907 года). Медиация, в сравнении с «добрыми услугами», предполагает большую степень участия третьей стороны (посредника/медиатора) в мирном урегулировании спора. Посредник имеет право непосредственного участия в деле от начала до конца при наличии соответствующего согласия спорящих сторон. Кроме того, на посреднике лежит обязанность выработки приемлемого для участников спора варианта мирного решения спорных вопросов путем предложения своих формулировок. Медиатор обязан действовать в строгом соответствии с нормами и принципами международного права, с учетом интересов всех участников спора, а, следовательно, и в интересах укрепления международного мира и безопасности.Предложения медиатора по урегулированию спора не являются обязательными для спорящих сторон. Окончательная цель посредничества – не фактическое прекращение спора, а установление формального примирения.

Международные следственные комиссии (обследование) – это средство мирного урегулирования, используемое в случае расхождения оценки фактических обстоятельств, ставших или способных стать причиной международного спора.

Международная следственная комиссия образуется самими спорящими сторонами (нередко для обеспечения нейтральности комиссии по соглашению сторон в неё включаются граждане государств, не являющихся участниками спора) на паритетной основе путем заключения специального соглашения, в котором определяются:

факты, подлежащие расследованию;

порядок и срок образования комиссии (если в соглашении не указан иной порядок, то комиссия создается по правилам образования третейского (арбитражного) суда;

объем полномочий ее членов;

место пребывания и право перемещения комиссии (если в соглашении место пребывания комиссии не указано, то она должна находиться в Гааге, причем члены комиссии могут изменить место пребывания только с согласия спорящих сторон);

язык, которым комиссия будет пользоваться и языки, использовать которые имеют право спорящие стороны перед комиссией;

срок, в который каждая спорящая сторона должна представить свое изложение фактов и т.д.

Ст. 18 – 36 Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 года устанавливают общий порядок следственного производства, которым должны руководствоваться международные следственные комиссии, если спорящие государства не установят иных правил.

Результаты работы комиссии оформляются в заключительном докладе, который должен ограничиться лишь установлением фактов. Стороны свободны использовать фактические выводы комиссии по своему усмотрению.

Международные согласительные комиссии (примирение) - процесс урегулирования спора путем обращения к комиссии, задачей которой является установление фактов и разработка предложений по урегулированию спора. Порядок создания и деятельности согласительной комиссии подробно регламентируется в Акте о мирном разрешении международных споров 1928 г., пересмотренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.

Международные согласительные комиссии, так же как и международные следственные комиссии, образуются самими спорящими сторонами на паритетных началах, с привлечением, в случае необходимости, представителей стороны, не участвующей в споре. Выводы и рекомендации согласительной комиссии не имеют обязательного характера для сторон, участвующих в споре.

Международный арбитраж – это организованное на основе соглашения (компромисса, арбитражной оговорки или арбитражного договора) между спорящими государствами разбирательство спора либо отдельным лицом (арбитром, третейским судьей), либо группой лиц (арбитрами, третейскими судьями), решения которых обязательны для сторон.

Существует два вида международных арбитражных органов: постоянный арбитраж (Постоянная Палата третейского суда в Гааге, учрежденная в 1901 году и существующая до сих пор, которая представляет собой перечень арбитров, отобранных заранее на случай необходимости, из которых по соглашению спорящих сторон в каждом отдельном случае может образовываться третейский суд); арбитражи ad hoc (создаются для рассмотрения конкретного спора между государствами).

В состав арбитражей входят арбитры от спорящих сторон и от нейтральной третьей стороны. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

Судебное разбирательство. Если несудебное разрешение международного спора оказалось неэффективным, спорящим сторонам либо третьей стороне необходимо прибегнуть к судебному разбирательству. Судебный процесс должен быть последним этапом в применении мирных способов урегулирования международных споров.

Судебное разбирательство сходно с арбитражным тем, что выносимое им решение является окончательным и юридически обязательным для сторон в споре. Различие между ними заключается в порядке образования суда, его функционирования и т. д.

Первым международным судебным органом была Постоянная Палата международного правосудия, которая действовала в соответствии со Статутом, принятым Ассамблеей Лиги Наций в 1920 году. Палата прекратила свое существование в 1946 году, когда все судьи Палаты подали Генеральному Секретарю ООН заявление об отставке в связи с учреждением Международного суда ООН, который и является до сегодняшнего времени основным судебным органом международного сообщества и ООН. Правовое положение Международного суда ООН регламентируется главой XIV Устава ООН и Статутом Международного суда. Его основная функция – разрешение споров между государствами по их инициативе. Решение Международного суда ООН является обязательным для государств, участвующих в деле и согласившихся на юрисдикцию Суда. Государства – члены ООН являются ipso facto участниками Статута. Государства, не являющиеся членами ООН, также могут стать участниками Статута на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН, по рекомендации Совета Безопасности ООН. Обращение к Международному Суду ООН является факультативным для государств, т.е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного между ними соглашения – компромисса. Однако, ряд государств, в том числе и Россия, по некоторым международным договорам признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Так, в 1989 году СССР принял обязательную юрисдикцию Суда в отношении шести конвенций по правам человека без оговорок. В середине 1989 года СССР и США приняли обязательную юрисдикцию Суда по спорам, касательно интерпретации семи международных договоров о международном терроризме и торговле наркотиками.

Помимо Международного Суда ООН существуют специальные международные суды, создаваемые на основе международных соглашений. К таковым относятся: Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, распространяющий свою юрисдикцию на все случаи толкования и применения этой Конвенции; Межамериканский Суд по правам человека; Суд Восточно-Африканского сообщества; Экономический Суд СНГ.


3485082441288416.html
3485139943462473.html
    PR.RU™